Еврейские тексты о бережном отношении человека к природе

ЧТО ГОВОРИТ ТАНАХ И ТАЛМУД ОБ ОТНОШЕНИИ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ

В главе Берешит рассказывается о творении мира. На третий день земля произвела растения. Затем мир наполнился рыбами, птицами, животными. И вот в шестой день мы узнаем, что:

НИКАКОГО ЖЕ КУСТАРНИКА ПОЛЕВОГО ЕЩЕ НЕ БЫЛО НА ЗЕМЛЕ, И НИКАКАЯ ТРАВА ПОЛЕВАЯ ЕЩЕ НЕ РОСЛА, ИБО ДОЖДЯ НЕ ПОСЫЛАЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ НА ЗЕМЛЮ, А ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО, ЧТОБЫ ОБРАБАТЫВАТЬ ЗЕМЛЮ.

Берешит, 2:5

Как вы думаете, какая связь между Человеком и озеленением земли здесь описана?

 

Молитва Шма:

«И будет так: если послушаетесь Моих повелений, которые Я даю вам сегодня, послушаетесь, любя Господа, Бога вашего, и служа ему всем сердцем вашим и всею душой вашей, то дам Я дожди земле вашей в срок: дождь после сева и дождь перед жатвой, — и соберёшь ты свой хлеб и вино своё, и масло олив своих. И дам траву на поле твоём для скота твоего, и будешь ты есть досыта.

Берегитесь, чтобы ваши сердца не поддались соблазну, чтобы не свернули вы с пути и не стали служить другим божествам и поклоняться им, иначе разгневается на вас Господь и замкнёт небеса, и не будет дождя, и земля не станет приносить свои плоды. И исчезнете вы вскоре с лица благодатной земли, которую Господь даёт вам».

Какая связь между дождем и деятельностью Человека?

 

И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ С ВОСТОКА

И ПОМЕСТИЛ ТАМ ЧЕЛОВЕКА, КОТОРОГО ОБРАЗОВАЛ.

Берешит, 2:8

Мудрецы обратили внимание на то, что в данной истории Бог дает пример Человеку в деле посадки сада:

ВСЕВЫШНИЙ САЖАЛ ДЕРЕВЬЯ СРАЗУ ПОСЛЕ СОТВОРЕНИЯ МИРА:

«И НАСАДИЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ САД В ЭДЕНЕ». 

ТАК И ВЫ, ПРИДЯ В ЗЕМЛЮ ИЗРАИЛЯ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО САЖАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ.   

Ваикра Раба, 25

Но ведь земля Израиля, в которую идут евреи, не пустынна: там уже растут сады.

Ибо Бог твой, ведет тебя в землю добрую, где потоки вод,… в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед.                                                               

   Дварим, 8:7-8

Ответили мудрецы:

«ХОТЯ ВЫ УВИДИТЕ, ЧТО СТРАНА ЭТА ПОЛНА ЗЕЛЕНИ, НЕ ГОВОРИТЕ,

ЧТО МОЖЕТЕ НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ПОСАДКОЙ ДЕРЕВЬЕВ.

ВЫ НАЙДЁТЕ В НЕЙ ДЕРЕВЬЯ, КОТОРЫЕ ДРУГИЕ ПОСАДИЛИ ДЛЯ ВАС. ТАК И ВЫ САЖАЙТЕ ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ ВАШИХ ПОТОМКОВ.

Танхума Кдошим

О какой важной идее сада говорит этот отрывок?

 

И БЛАГОСЛОВИЛ ИХ (Мужчину и Женщину) ВСЕСИЛЬНЫЙ, И СКАЗАЛ ИМ:

«ПЛОДИТЕСЬ И РАЗМНОЖАЙТЕСЬ, И НАПОЛНЯЙТЕ ЗЕМЛЮ, И ОВЛАДЕЙТЕ ЕЮ, И ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ НАД РЫБАМИ МОРСКИМИ И НАД ПТИЦАМИ НЕБЕСНЫМИ, И НАД ВСЯКИМ ЖИВОТНЫМ, ПРЕСМЫКАЮЩИМСЯ ПО ЗЕМЛЕ».

Берешит, 1:28

Как бы вы объяснили слова: наполняйте землю; овладевайте ею?

 

И ВЗЯЛ БОГ ВСЕСИЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕКА, И ПОМЕСТИЛ ЕГО В САДУ ЭДЕНА, ЧТОБЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ ЕГО И ХРАНИТЬ ЕГО.

Берешит, 2:1.

От кого должен был защищать райский сад первый Человек?

 

СКАЗАЛ РАВ ГУНА:

«В ГОРОДЕ, ЛИШЕННОМ ЗЕЛЕНИ, НЕ ДОЛЖЕН СЕЛИТЬСЯ МУДРЕЦ».      

ВТ, Эрувим, 55:2

Как вы думаете, почему в жизни человека сад играет важную роль?

 

ПУСТЬ НИКТО НЕ СКАЖЕТ:

«Я СТАР. СКОЛЬКО ЛЕТ ЕЩЁ ПРОЖИВУ Я НА СВЕТЕ. МОЖЕТ БЫТЬ ЗАВТРА УМРУ».

СКОЛЬКО НИ НАШЁЛ ЧЕЛОВЕК, ПУСТЬ ПРИБАВИТ ЕЩЁ.

Танхума Кдошим

К чему призывает людей автор этого отрывка?

 

РАБИ ХОНИ ШЁЛ ПО ДОРОГЕ И УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА, САЖАЮЩЕГО РОЖКОВОЕ ДЕРЕВО.

СПРОСИЛ РАБИ ХОНИ:

“КОГДА ЭТО ДЕРЕВО ПРИНЕСЁТ ПЛОДЫ?”

ОТВЕТИЛ ЧЕЛОВЕК:

“ЧЕРЕЗ 70 ЛЕТ”.

СКАЗАЛ РАБИ ХОНИ:

“ТЫ УВЕРЕН, ЧТО ДОЖИВЕШЬ ДО ЭТОГО?”

ЧЕЛОВЕК ОТВЕТИЛ:

“Я СОБИРАЮ ПЛОДЫ РОЖКОВЫХ ДЕРЕВЬЕВ, ПОСАЖЕННЫХ ДО МЕНЯ. ТАК ЖЕ, КАК МОИ ПРЕДКИ САЖАЛИ ДЕРЕВЬЯ ДЛЯ МЕНЯ.

Я САЖАЮ ДЛЯ МОИХ ДЕТЕЙ”

Таанит 23.

Почему же посадка сада и уход за ним так важны в жизни каждого человека?

 

ЕСТЬ ВСЕГО ДВЕ ЗАПОВЕДИ, ЗА КОТОРЫЕ В ТОРЕ ОБЕЩАНО ДОЛГОЛЕТИЕ.

ОДНА ИЗ НИХ ЗВУЧИТ ТАК:

«ЕСЛИ ПОПАДЕТСЯ ТЕБЕ ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО НА ДОРОГЕ, НА КАКОМ-ЛИБО ДЕРЕВЕ ИЛИ НА ЗЕМЛЕ, С ПТЕНЦАМИ ИЛИ С ЯЙЦАМИ, А МАТЬ СИДИТ НА ПТЕНЦАХ ИЛИ НА ЯЙЦАХ, ТО НЕ БЕРИ МАТЕРИ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ. ОТПУСТИ МАТЬ, А ДЕТЕЙ ВОЗЬМИ СЕБЕ, ЧТОБЫ БЫЛО ТЕБЕ ХОРОШО И ПРОДЛИЛИСЬ ДНИ ТВОИ».

Дварим, 22:6-7

Многие комментаторы видят в этом тексте зарождение экологических идей. Согласны ли вы с их утверждением?

 

РАБИ ЙОХАНАН БЕН ЗАКАЙ ГОВОРИЛ:

«ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ, ЧТО ТЫ БУДЕШЬ ЗАНЯТ ПОСАДКОЙ ДЕРЕВА, А ТЕБЕ СКАЖУТ, ЧТО МАШИАХ ПРИШЁЛ,

СНАЧАЛА ЗАКОНЧИ ПОСАДКУ ДЕРЕВА,

А ПОТОМ БЕГИ ВСТРЕЧАТЬ МАШИАХА».  

Авот дераби Натан

Как вы можете объяснить такое странное заявление раби Йоханана? Ведь нет ничего важнее для еврея, как встреча Машиаха.

 

«Из-за тех, кто срубает хорошие деревья, затемняются небесные светила».

Сукка, 29

«КОГДА СРУБАЮТ ПЛОДОВОЕ ДЕРЕВО, СТОН ЕГО ПРОНОСИТСЯ ИЗ ОДНОГО КОНЦА МИРА В ДРУГОЙ КОНЕЦ!

 НО ЛЮДИ ЕГО НЕ СЛЫШАТ».

Пиркей де раби Элиэзер, 33

Прошло почти две тысячи лет. Как вы думаете, сегодня люди «слышат» стоны этих деревьев? Аргументируйте свое предположение.

 

«ТОРА – ДЕРЕВО ЖИЗНИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ДЕРЖИТСЯ ЕЁ.

А ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ЕЁ – СЧАСТЛИВЫ».

Мишлей, 3:18.

Чем, по-вашему, Тора похожа на дерево?

 

Если долгое время будешь держать в осаде город, … то не порти деревьев его, поднимая на них топор, потому что они приносят тебе пищу, и его не руби, ибо дерево полевое – это человек, чтобы уйти от тебя в крепость?

Дварим, 20:19

Как вы понимаете фразу: «Ибо человек – дерево полевое…»

 

«Праведник будет подобен дереву, посаженному у потоков вод, которое приносит плоды в своё время, и все, что он делает, будет успешно».

                  Псалмы, 1:3.

Сравните этот отрывок с предыдущим. Что прибавлено к сравнению человека с деревом?

 

А теперь познакомимся с размышлениями наших мудрецов о семи видах растений, которыми богата земля израиля.

ВИНОГРАД

Народ этот подобен

виноградной лозе:

Побеги – домохозяева

Гроздья – мудрецы

Листья – простолюдины

Усики – бездельники.

Пусть гроздья молятся за

здравие листьев. Ведь без

листьев не быть винограду

сладким

Хулин, 92

Что делают хозяева

виноградника для того,

чтобы виноградный куст

приносил лучшие плоды?

Они выкапывают его,

переносят на другое место и там сажают, и плоды становятся лучше. Так и Всевышний: желая, чтобы весь мир узнал о народе Израиля, забрал его из Египта и привёл в пустыню - там евреи получили Тору и весь мир узнал о них.        

Шмот Раба

ИНЖИР

«Заботящийся о смоковнице отведает

плодов ее»

 

ИНЖИР

«Тора подобна

смокве –

целиком хороша

она в пищу»

 

ГРАНАТ

«В твоём народе даже самые никчёмные люди наполнены заповедями, как гранат наполнен косточками»

«Расцвели гранатовые деревья  - это маленькие дети, которые

занимаются Торой и

сидят перед учителем рядами»

 

ОЛИВЫ

Их сначала отбивают палкой,

потом жмут прессом, кромсают,

и в результате они

дают великолепное масло.

Так и народ Израиля. Раскаивается только благодаря испытаниям.

Как масло это приносит миру свет, так и Израиль светит миру.

Как олива не теряет своих листьев ни зимой, ни летом,

так и народ Израиля никогда не исчезает - ни в этом мире, ни в мире грядущем. 

 Мнахот, 536

ФИНИКИ

Народ Израиля как финиковая пальма.

Нет  у  нее ни одной бесполезной части:

плоды идут в пищу,

побеги – лулавы,

листьями кроют шалаш в  Суккот,

Из волокон делают веревки, сита,

из ствола – балки для жилья.

Мнахот, 536

ПРИТЧА

Когда они расставались друг с другом, сказал рав Нахман раби Ицхаку:

"Благослови же нас, господин наш!"

Сказал ему рав Ицхак:

"Пример приведу я тебе.

На что это похоже?

На человека, который шел по пустыне, проголодался, устал и захотел пить.

нашел он дерево со сладкими плодами и густой тенью, под которым струился ручей.

Ел плоды эти, пил воду эту, сидел в тени этой.

А когда решил уходить,  то сказал:

"Дерево, дерево!

Как мне благословить тебя?

Если пожелаю тебе, чтобы плоды твоими были сладкими - вот, плоды твои и так сладкие.

Чтобы тень твоя была густой - вот, тень твоя и так густа.

Чтобы вода была рядом с тобою - вот, ручей течет под тобою.

Скажу так:

Пусть будет благоволение на то, чтобы все побеги твои стали такими же, как ты".

То же самое и с тобой - что мне пожелать тебе?

Если пожелать тебе Торы - вот, есть у тебя Тора.

Если пожелать тебе богатства - вот, есть у тебя богатство.

Если пожелать тебе сыновей - вот, есть у тебя сыновья.

Скажу так:

Да будет благоволение на то, чтобы вышедшие из чресел твоих были такими же, как ты".

 

ВИШНЯ

В ясный полдень, на исходе лета,

Шел старик дорогой полевой;

Вырыл вишню молодую где-то

И, довольный, нес ее домой.

 

Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу

И подумал: «Дай-ка я на память

У дороги вишню посажу.

 

Пусть растет большая-пребольшая,

Пусть идет и вширь и в высоту

И, дорогу нашу украшая,

Каждый год купается в цвету.

 

Путники в тени ее прилягут,

Отдохнут в прохладе, в тишине,

И, отведав сочных, спелых ягод,

Может статься, вспомнят обо мне.

 

А не вспомнят — экая досада, —

Я об этом вовсе не тужу:

Не хотят — не вспоминай, не надо, —

Все равно я вишню посажу!»

 Михаил Исаковский, 1940

Как перекликаются идеи этого стихотворения с текстами, которые вы прочитали?

Последнее изменение: Пятница, 28 Январь 2022, 13:40