В 1855 году на российский престол взошел новый император Александр Николаевич. Это был период, когда катастрофические для России результаты Крымской войны (1853–1856) отчетливо показали, в каком глубоком кризисе пребывало государство.
Александр II приступил к радикальным реформам, главной из которых стала отмена крепостного права. Она сломила многовековую традицию социально-экономических взаимоотношений в государстве. В 1860-е годы произошло ослабление цензуры, и число периодических печатных изданий стремительно увеличилось. Был введен состязательный суд, проведены реформы армии и местного самоуправления. В результате всех этих мер политическая и социальная активность населения империи резко возросла, бурно развивались промышленность и финансовая сфера.
Первые же нововведения нового монарха коснулись и евреев. В марте 1856 года П. Д. Киселев, стал убеждать императора, что предыдущие меры в отношении евреев безрезультатны по причине «многих противоречий и ограничений», препятствующих «слиянию евреев с окружающим населением»; он настаивал на необходимости не резкого, но постепенного расширения прав.
В этом же 1856 году были отменены кантонистские батальоны и увеличен призывной возраст до 21 года. Все призванные к этому времени евреи, не достигшие этого возраста и не успевшие принять крещение, возвращались домой. Почти одновременно с этим в Москве было упразднено
Глебовское подворье — единственное до того времени место в городе, где евреи могли останавливаться. Теперь они имели право селиться в Москве повсеместно. В 1858 году был отменен указ Николая I, предписывавший евреям покинуть пятидесятиверстную приграничную полосу, а для некоторых категорий были открыты города, куда в предыдущее годы их не допускали: Севастополь, Николаев и Ялта.
В 1859 году еврейские купцы 1-й гильдии, чей совокупный годовой доход превышал 50 тысяч рублей, получили право проживания за пределами черты оседлости. Переселяться во внутренние губернии они могли вместе с семьями, прислугой и «служителями из своих единоверцев». Так что дарование такого права 108 евреям-купцам 1-й гильдии, наличествующим тогда в стране, фактически открывало возможность переселения для нескольких тысяч человек.
В 60-е годы расширился список категорий евреев, имевших право повсеместно проживать в империи. Его получили отставные николаевские солдаты, выпускники технических училищ и обладатели ученых степеней, а затем и наиболее востребованные во внутренних губерниях ремесленники: техники, механики, производители алкоголя, фармацевты, акушеры и дантисты. К концу 60-х годов за пределами черты оседлости насчитывалось приблизительно 60 000 евреев.
3 апреля 1880 года министр внутренних дел Л. С. Маков издал циркуляр, предписывавший губернаторам внутренних губерний не выселять евреев, поселившихся в них незаконно. Возможно, эта мера предваряла ожидавшийся пересмотр всех законов о евреях в рамках той политики, которую пытались осуществлять либеральные члены правительства Александра II во главе с М. Т. Лорис-Меликовым. Однако этим надеждам не суждено было сбыться. 1 марта 1881 года император Александр был убит террористами-народовольцами, и либерально настроенные министры вскоре были вынуждены уйти в отставку, а Л. С. Маков даже покончил с собой. С тех пор и до начала XX века вектор государственного развития определял ярый консерватор, обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Победоносцев — автор царского Манифеста о незыблемости самодержавия, поставившего жирную точку в истории либеральных реформ в Российской империи XIX века.
Продолжить чтение